"Адаптация воспитанников с особенностями психофизического развития к условиям обучения и воспитания в интегрированной группе"
Адаптация воспитанников с особенностями психофизического развития к условиям обучения и воспитания в интегрированной группе
Дошкольное учреждение является первым образовательным учреждением, в котором начинается социализация ребенка в обществе. Для социализации воспитанника с ОПФР необходимо создавать особые условия. Поскольку такие воспитанники с трудом приспосабливаются к изменившейся ситуации и им свойственна настороженность к окружающей среде.
Немаловажным фактором адаптации воспитанника с ОПФР к условиям УДО является грамотно подобранные формы работы всех участников образовательного процесса и родителей.
Критерии, влияющие на продолжительность адаптации воспитанников с ОПФР:
− уровень самостоятельности;
− сформированность навыков самообслуживания;
− возраст воспитаника;
−ранее сформированный опыт общения воспитанника с окружающими;
− уровень психического и физического развития;
− личностные особенности воспитанника;
− организационные навыки режимных моментов;
−уровень коммуникативного общения со сверстниками и взрослыми.
Адаптация проходит у всех по-разному. В разных ситуациях один и тот же воспитанник может вести себя иначе. Большинство воспитанников с ОПФР испытывают трудности с новыми социальными контактами и режимными установками. К примеру, воспитанник, имеющий малый опыт общения ранее, будет испытывать дискомфорт во взаимодействии с другими детьми, а также возможно неадекватные поведенческие реакции, попадая в новые условия пребывания.
Для того, чтоб адаптация воспитанника протекала успешно требуется тесное сотрудничество родителей и педагогов. Со стороны родителей должна проводиться подготовительная работа, а также активное участие в адаптационном процессе.
Постарайтесь облегчить своему ребенку привыкание к новым условиям, к новым людям, для этого:
− побольше общайтесь с педагогами группы об особенностях вашего ребенка, его нуждах и потребностях.
− старайтесь дома, в выходные, придерживаться основных моментов режима дня детского сада (сон, прием пищи, прогулки и т. д.).
− формируйте культурно-гигиенические навыки: приучайте мыть руки, ходить в туалет не тогда, когда уже «очень хочется», а заранее: перед выходом в детский сад, перед прогулкой, перед сном.
− чтобы в дошкольном учреждении было меньше проблем с питанием, максимально приблизьте меню Вашего ребенка к меню дошкольного учреждения.
− чтобы избежать проблем в общении со сверстниками, учите его правильно здороваться с группой детей, предлагать свои игрушки, просить разрешения играть с чужими игрушками.
− в первое время, когда воспитанник привыкает к саду и с трудом расстается с мамой, если есть возможность, пусть первое время отводят в сад другие взрослые, например папа или бабушка.
Родителю необходимо проявлять терпение и понимание во время протекания адаптационного периода.
Учитывая особенности протекания адаптационного периода у воспитанников с ОПФР, основными направлениями работы в этот период будут: создание условий, способствующих охране и укреплению здоровья воспитанника; снятие стресса и обеспечение положительного эмоционального состояния; формирование адекватных возможностям воспитанника форм общения.
Таким образом, адаптация является непростым процессом, как для здорового воспитанника, так и для воспитанника с ОПФР. Специалисты дошкольных учреждений, семья и общество должны создать все необходимые условия, позволяющие любому ребенку войти в социум и стать его полноценным участником.
От слаженности и полноценности со стороны всех участников зависит результат адаптационного процесса воспитанника в дошкольном учреждении.
Учитель-дефектолог
Колесникович Марина Михайловна