"Адаптация воспитанников с особенностями психофизического развития к условиям обучения и воспитания в интегрированной группе"

Адаптация воспитанников с особенностями психофизического развития   к условиям обучения и воспитания в интегрированной  группе

 

  Дошкольное учреждение является первым образовательным учреждением, в котором начинается социализация ребенка в обществе. Для социализации воспитанника с ОПФР необходимо создавать особые условия. Поскольку такие воспитанники с трудом приспосабливаются к изменившейся ситуации и им свойственна настороженность к окружающей среде.

   Немаловажным фактором адаптации воспитанника с ОПФР к условиям УДО является грамотно подобранные формы работы всех участников образовательного процесса и родителей.

   Критерии, влияющие на продолжительность адаптации воспитанников с ОПФР:

− уровень самостоятельности;

− сформированность навыков самообслуживания;

− возраст воспитаника;

−ранее сформированный опыт общения воспитанника с окружающими;

− уровень психического и физического развития;

− личностные особенности воспитанника;

− организационные навыки режимных моментов;

−уровень коммуникативного общения со сверстниками и взрослыми.

   Адаптация проходит у всех по-разному. В разных ситуациях один и тот же воспитанник может вести себя иначе. Большинство воспитанников с ОПФР испытывают трудности с новыми социальными контактами и режимными установками. К примеру, воспитанник, имеющий малый опыт общения ранее, будет испытывать дискомфорт во взаимодействии с другими детьми, а также возможно неадекватные поведенческие реакции, попадая в новые условия пребывания.

   Для того, чтоб адаптация воспитанника протекала успешно требуется тесное сотрудничество родителей и педагогов. Со стороны родителей должна проводиться подготовительная работа, а также активное участие в адаптационном процессе.

   Постарайтесь облегчить своему ребенку привыкание к новым условиям, к новым людям, для этого:

− побольше общайтесь с педагогами группы об особенностях вашего ребенка, его нуждах и потребностях.

− старайтесь дома, в выходные, придерживаться основных моментов режима дня детского сада (сон, прием пищи, прогулки и т. д.).

− формируйте культурно-гигиенические навыки: приучайте мыть руки, ходить в туалет не тогда, когда уже «очень хочется», а заранее: перед выходом в детский сад, перед прогулкой, перед сном.

− чтобы в дошкольном учреждении было меньше проблем с питанием, максимально приблизьте меню Вашего ребенка к меню дошкольного учреждения.

− чтобы избежать проблем в общении со сверстниками, учите его правильно здороваться с группой детей, предлагать свои игрушки, просить разрешения играть с чужими игрушками.

− в первое время, когда воспитанник привыкает к саду и с трудом расстается с мамой, если есть возможность, пусть первое время отводят в сад другие взрослые, например папа или бабушка.

   Родителю необходимо проявлять терпение и понимание во время протекания адаптационного периода.

  Учитывая особенности протекания адаптационного периода у воспитанников с ОПФР, основными направлениями работы в этот период будут: создание условий, способствующих охране и укреплению здоровья воспитанника; снятие стресса и обеспечение положительного эмоционального состояния; формирование адекватных возможностям воспитанника форм общения.

  Таким образом, адаптация является непростым процессом, как для здорового воспитанника, так и для воспитанника с ОПФР. Специалисты дошкольных учреждений, семья и общество должны создать все необходимые условия, позволяющие любому ребенку войти в социум и стать его полноценным участником.

 От слаженности и полноценности со стороны всех участников зависит результат адаптационного процесса воспитанника в дошкольном учреждении.

 

 

 

Учитель-дефектолог

Колесникович Марина Михайловна