СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

27.03.2023

Советы родителям по развитию

связной речи ребенка 3-5 лет

 

   К сожалению, в последние годы наблюдается снижение уровня речевого развития дошкольников. Учителя начальных классов отмечают, что дети не умеют связно выразить свою мысль, пересказать сюжет книги, описать предмет или действие подробно.

Поэтому так важно развивать связную речь до школы, стимулировать речевую активность детей в период с 3 до 6 лет. Ведь это самый благоприятный период для преодоления нарушений речи.

 

ЧЕМ ЗАКОНЧИЛОСЬ?

Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с ребенком смотреть мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

 

ИЗМЕНИ ПЕСНЮ

Детям нравится петь о знакомых вещах – о себе, о своей семье, о своих игрушках и о том, что они видели на прогулке …

Выберите хорошо известную песню и предложите ребенку придумать к ней новые слова. Ничего, если текст не будет слишком связным, много повторений – тоже не страшно. Рифмы не обязательны. Взрослый может предложить и свой, «взрослый» вариант переделанного текста.

 

ВСПОМНИ СЛУЧАЙ

Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вместе недавно участвовали. Например, как вы ходили на день рождения или видели салют, встречали бабушку на вокзале, кормили уток или голубей …

По очереди рассказывайте друг другу что видели, что делали.

Вспоминайте как можно больше деталей – до тех пор, пока уже ничего не сможете добавить к сказанному.

 

ГОВОРИМ ПО-РАЗНОМУ

Попробуйте один и тот же детский стишок прочесть сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно самое простое, хорошо известное ребенку стихотворение прочитать по-разному: грустно, весело, печально или как телевизионный репортаж.

 

БЮРО ПУТЕШЕСТВИЙ

Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту – в магазин или детский сад. А что если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы собираетесь в увлекательное путешествие. Обсудите с ребенком, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности можно встретить на дороге, какие достопримечательности увидите…

Путешествуя, делитесь впечатлениями.

 

ВСЕГДА ПОД РУКОЙ

Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, - например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все что нужно в таких случаях - чтобы в маминой сумочек нашлась пара фломастеров или хотя бы ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна – улыбающаяся, вторая – печальная, третья – удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Ребенок может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть сценку.

 

ЛУЧШИЙ ДРУГ

Если вы ждете в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в «рассказы о лучшем друге». Пусть ребенок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек – большой или маленький – или животное. Попросите его рассказать о своем «лучшем друге».

- Где он живет?

- В какие игры любит играть?

- Он спокойный или быстрый, веселый или грустный?

- Что еще можно о нем сказать?

 

РАССКАЗЫ ПО КАРТИНКАМ

Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала. Сначала смешайте эти картинки предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок – возьмите просто картинку. Спросите ребенка, что изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом?

 

МОЙ РЕПОРТАЖ

Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, как что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь ребенка развивается независимо от того, какие события – реальные или вымышленные им воспроизводятся.