Советы родителям

27.03.2023

 

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

 

Совет №1 – НАЧНЕМ С ВАС

Речь не возникает сама по себе, ей необходимо учиться, и возможно это только в процессе общения. Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.

 

Совет №2 – ВСТРЕЧА ВЗГЛЯДОВ

Озвучивайте любую ситуацию – но только, если вы видите, что ребенок видит и слышит вас. Не говорите в пустоту, смотрите в глаза. Это особенно важно, если ребенок чрезмерно активный, постоянно двигается.

Если ваш малыш только лепечет и говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.

 

Совет №3 – ГОВОРИТЕ ЧЕТКО

Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу. Дети очень чутки к интонации – поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, произносится как можно более выразительно.

 

Совет №4 – ТО ЖЕ, НО ПО-РАЗНОМУ

Повторяйте много раз одно и тоже по слову, фразу (меняя порядок слов). Чтобы ребенок усвоил новое слово, употребляйте его не единожды и в разных контекстах.

 

Совет №5 – НЕ ПЕРЕУСЕРДСТВУЙТЕ

Не употребляйте слишком длинных фраз. Не перегружайте ребенка предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.

 

Совет №6 – ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ – ЗАЛОГ УСПЕХА

Произносите новое слово в эмоционально-благоприятной ситуации. Психологи заметили: в таких условиях ребенок обучается в десять раз лучше.

 

Совет №7 – ВСЕ ЧУВСТВА В СОЮЗЕ С РЕЧЬЮ

Важно, что ребенок имел возможность видеть, трогать, нюхать, то есть изучать предметы разными способами. Если увидите, что ребенок взял предмет, сразу же назовите его несколько раз – четко и выразительно.

 

Совет №8 – В ОСНОВЕ РЕЧИ – СТРЕМЛЕНИЕ К ОБЩЕНИЮ

Всегда одобряйте желание ребенка вступать с вами в контакт. Поддерживайте его стремление общаться.

 

Совет №9 – СТРЕМИМСЯ К РАЗНООБРАЗИЮ

Если лепет малыша однообразен, старайтесь обогатить его, предлагая цепочку слов с другими согласными и гласными (дя-дя-дя, ма-ма-ма, ка-ко-ку и тд.)

 

Совет №10 – УВАЖАЙТЕ ПОПЫТКИ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ

Речь развивается на основе подражания и самоподражания. Когда ребенок говорит один или вместе с вами, выключайте громкую музыку, телевизор и старайтесь дать ему возможность слышать себя и вас. Не сюсюкайте с ребенком, ведь вы не хотите потом переучивать его общаться нормально.

 

Совет №11 – УЧИТЕ В ИГРЕ

Создавайте такие ситуации в игре, где ребенку понадобится звукоподражание. Побуждаете вы, а не ситуация.

 

Совет №12 – НЕ ПРЕДУПРЕЖДАЙТЕ ЖЕЛАНИЕ РЕБЕНКА

Родители пытаются угадать желания своего ребенка. У малыша не возникает необходимости произносить что-либо. Есть опасность задержать ребенка на стадии жестового общения.

 

Совет №13 – РАСШИРЯЙТЕ СЛОВАРЬ

Ребенок владеет словом на двух уровнях: понимает его – пассивный словарь, говорит – активный.

Если вы пополните ресурс понимания – это приведет к лексическому подъему.

 

Совет №14 – ВЕДИТЕ ДНЕВНИК

Фиксируйте его речевые достижения, записывайте, сколько слов он понимает, какие произносит.

 

Совет №15 – РАЗВИВАЙТЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

Побуждайте различать близкие звуки, слова, отличающиеся 1 звуком (крыса – крыша).

 

Совет №16 – ЧИТАЙТЕ …

Читайте короткие рассказы, стихи по несколько раз – дети лучше воспринимают тексты, которые они уже слышали.

 

Совет №17 – ПАЛЬЧИКИ НА ПОМОЩЬ РЕЧИ

Развивайте мелкую моторику – точные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием речи.

 

Совет №18 – БУДЬТЕ ТЕРПЕЛИВЫ, СНИСХОДИТЕЛЬНЫ И … ОСТОРОЖНЫ

Если ребенок неверно произносит звуки, не смейтесь, не повторяйте неправильное произношение. Побуждайте ребенка послушать правильное произнесение и попытаться его повторить.

 

Совет №19 – ТОЛЬКО ВЫ!

Помните: только вы способны помочь ребенку развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите малыша.

 

Совет №20 – ДЕФЕКТОЛОГ ПОДСКАЖЕТ

Если возникли вопросы, специалист всегда окажет грамотную консультативную помощь.