Советы родителям
27.03.2023
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Совет №1 – НАЧНЕМ С ВАС
Речь не возникает сама по себе, ей необходимо учиться, и возможно это только в процессе общения. Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.
Совет №2 – ВСТРЕЧА ВЗГЛЯДОВ
Озвучивайте любую ситуацию – но только, если вы видите, что ребенок видит и слышит вас. Не говорите в пустоту, смотрите в глаза. Это особенно важно, если ребенок чрезмерно активный, постоянно двигается.
Если ваш малыш только лепечет и говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.
Совет №3 – ГОВОРИТЕ ЧЕТКО
Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу. Дети очень чутки к интонации – поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, произносится как можно более выразительно.
Совет №4 – ТО ЖЕ, НО ПО-РАЗНОМУ
Повторяйте много раз одно и тоже по слову, фразу (меняя порядок слов). Чтобы ребенок усвоил новое слово, употребляйте его не единожды и в разных контекстах.
Совет №5 – НЕ ПЕРЕУСЕРДСТВУЙТЕ
Не употребляйте слишком длинных фраз. Не перегружайте ребенка предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.
Совет №6 – ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ – ЗАЛОГ УСПЕХА
Произносите новое слово в эмоционально-благоприятной ситуации. Психологи заметили: в таких условиях ребенок обучается в десять раз лучше.
Совет №7 – ВСЕ ЧУВСТВА В СОЮЗЕ С РЕЧЬЮ
Важно, что ребенок имел возможность видеть, трогать, нюхать, то есть изучать предметы разными способами. Если увидите, что ребенок взял предмет, сразу же назовите его несколько раз – четко и выразительно.
Совет №8 – В ОСНОВЕ РЕЧИ – СТРЕМЛЕНИЕ К ОБЩЕНИЮ
Всегда одобряйте желание ребенка вступать с вами в контакт. Поддерживайте его стремление общаться.
Совет №9 – СТРЕМИМСЯ К РАЗНООБРАЗИЮ
Если лепет малыша однообразен, старайтесь обогатить его, предлагая цепочку слов с другими согласными и гласными (дя-дя-дя, ма-ма-ма, ка-ко-ку и тд.)
Совет №10 – УВАЖАЙТЕ ПОПЫТКИ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ
Речь развивается на основе подражания и самоподражания. Когда ребенок говорит один или вместе с вами, выключайте громкую музыку, телевизор и старайтесь дать ему возможность слышать себя и вас. Не сюсюкайте с ребенком, ведь вы не хотите потом переучивать его общаться нормально.
Совет №11 – УЧИТЕ В ИГРЕ
Создавайте такие ситуации в игре, где ребенку понадобится звукоподражание. Побуждаете вы, а не ситуация.
Совет №12 – НЕ ПРЕДУПРЕЖДАЙТЕ ЖЕЛАНИЕ РЕБЕНКА
Родители пытаются угадать желания своего ребенка. У малыша не возникает необходимости произносить что-либо. Есть опасность задержать ребенка на стадии жестового общения.
Совет №13 – РАСШИРЯЙТЕ СЛОВАРЬ
Ребенок владеет словом на двух уровнях: понимает его – пассивный словарь, говорит – активный.
Если вы пополните ресурс понимания – это приведет к лексическому подъему.
Совет №14 – ВЕДИТЕ ДНЕВНИК
Фиксируйте его речевые достижения, записывайте, сколько слов он понимает, какие произносит.
Совет №15 – РАЗВИВАЙТЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
Побуждайте различать близкие звуки, слова, отличающиеся 1 звуком (крыса – крыша).
Совет №16 – ЧИТАЙТЕ …
Читайте короткие рассказы, стихи по несколько раз – дети лучше воспринимают тексты, которые они уже слышали.
Совет №17 – ПАЛЬЧИКИ НА ПОМОЩЬ РЕЧИ
Развивайте мелкую моторику – точные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием речи.
Совет №18 – БУДЬТЕ ТЕРПЕЛИВЫ, СНИСХОДИТЕЛЬНЫ И … ОСТОРОЖНЫ
Если ребенок неверно произносит звуки, не смейтесь, не повторяйте неправильное произношение. Побуждайте ребенка послушать правильное произнесение и попытаться его повторить.
Совет №19 – ТОЛЬКО ВЫ!
Помните: только вы способны помочь ребенку развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите малыша.
Совет №20 – ДЕФЕКТОЛОГ ПОДСКАЖЕТ
Если возникли вопросы, специалист всегда окажет грамотную консультативную помощь.