Консультация для родителей

17.05.2022

Консультация для родителей

 

«Гаджеты вместо «ладушек»: откуда у современных детей проблемы с речью?»

 

   Когда ребенок только начинает сидеть и ходить, родители сразу включают ему мультики на смартфоне, лишь бы не мешал. Потом проходит время, а их малыш не говорит, к 3-4 годам с трудом выговаривает всего несколько слов. Тогда начинается паника: ребенка водят по больницам, специалистам, логопедам, психологам. А ценное время упущено! Именно отсутствие живого общения и раннее увлечение современными гаджетами  является одной из главных причин развития речи детей, считают специалисты.

   Кто из родителей не сталкивался с ситуацией, когда малыш, который еще не умеет говорить ни одного слова, вырывает из рук родителей смартфон и начинает довольно умело тыкать в него пальчиком? Многих родителей это приводит в восторг. Однако специалисты бьют тревогу и обоснованно считают, что раннее и длительное по времени взаимодействие с гаджетами вызывают задержку психического развития и потерю зрения. Такие дети начинают позже говорить и, мало того, речь их бедна и примитивна. Ребенку приходится прилагать усилия, чтобы выразить свою мысль. Не находя верных слов для построения высказывания, начинают злиться и выражать негативные эмоции, что в последующем негативно отражается на поведении и общении со сверстниками.

   Как следствие, в 6-7 летнем возрасте фразовая речь ребенка состоит из простых распространенных предложений, с неправильным употреблением окончаний, у большинства детей словарь детей находится на бытовом уровне. Дети не знают обобщающих понятий, родственных слов. Пересказ доступен только с помощью наводящих вопросов, а при составлении рассказа по картинкам, отмечается склонность к перечислению отдельных предметов или действий. Для многих непосильна задача выложить последовательность из четырех сюжетных картинок, чтобы составить по ним связный рассказ.

   И самое обидное, что в большинстве случаев причина не в наследственности и не во врожденных или приобретенных физических или психических недостатках, а в ставших неотъемлемой частью повседневной современной жизни, телефонах и планшетах.

   Дети, которые проводят много времени в телефонах, становятся «молчунами», т.к. получая информацию с гаджета,  ему не с кем ею поделиться, обсудить увиденное и услышанное. Как следствие, серьезно нарушается внутренняя речь, в которой формируется все, что составляет внутренний мир человека, его душевную жизнь.

        В след за речью у детей отмечается резкое снижение фантазии и творческой активности. Они теряют способность и желание чем-то занять себя. Скучно рисовать, мастерить, придумывать… .

      Отсутствие мотивации к деятельности и взаимоотношениям со сверстниками, ребенок, не зная чем себя занять, снова садиться за монитор, ведь куда проще нажимать на кнопки и получить готовые развлечения, чем придумывать себе занятие.

      Безусловно, невозможно и не нужно, совсем оградить ребенка от телефона, но во всем нужно соблюдать меру.

Советы логопеда:

- Говорите со своим ребенком! Используйте каждую минуту, когда вы вместе – утреннее одевание и умывание, время, когда ведете ребенка в сад и обратно, когда готовите ужин.

- Слушайте дома хорошую музыку, чувство ритма и восприятии звуков, важно в освоении речи. Пойте вместе с ребенком, придумывайте четверостишия, рассказы и т.д.

-Вспомните про народный фальклор – потешки, стишки, сказки, рассказы. Найдите 15 минут, чтобы обсудить прочитанное, задайте ребенку вопросы, пусть вспомнит содержание сказки, которую вы читали ему несколько дней назад.

-Запомните, речь ребенка находится на кончиках пальцев. Конструкторы, мозаика, пазлы, пластилин, шнуровки – все это должно быть  у ребенка.

- Не «сюсюкайте» с детьми, говорите с ними как со взрослыми.

- Приступайте к изучению иностранного языка только после усвоения родного.

 

  Играйте с ребенком, уделяйте ему время и внимание – эти моменты останутся в памяти ребенка. Дети, играя с вами, будут играть и со своими детьми.

 

                                      учитель-дефектолог: А.А. Борсук